Развивающая среда МДОУ

- Развивающая  предметно-пространственная  среда  –  часть  образовательной  среды, представленная  специально  организованным  пространством (помещениями  Организации, прилегающими  и  другими  территориями,  предназначенными  для  реализации  Программы), материалами,  оборудованием,  электронными  образовательными  ресурсами  и  средствами  обучения  и  воспитания  детей дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  предоставляющими  возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

   В  соответствии  со Стандартом возможны разные варианты  создания РППС при условии учета  целей  и  принципов  Программы,  возрастной  и  гендерной  специфики  для  реализации основной образовательной программы.

   В соответствии со Стандартом РППС Организации должна обеспечивать и гарантировать:

–  охрану  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  и  эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов,  проявление  уважения  к  их  человеческому  достоинству,  чувствам  и потребностям,  формирование  и  поддержку  положительной  самооценки,  уверенности  в собственных  возможностях  и  способностях,  в  том  числе  при

взаимодействии  детей  друг  с другом и в коллективной работе;

 –  максимальную  реализацию  образовательного  потенциала  пространства  Организации, группы  и  прилегающих  территорий,  приспособленных  для  реализации  образовательной программы,  а  также материалов,оборудования  и  инвентаря  для  развития  детей  дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

 –  построение  вариативного  развивающего  образования,  ориентированного  на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

–  создание  условий  для  ежедневной  трудовой  деятельности  и  мотивации  непрерывного самосовершенствования  и  профессионального  развития  педагогических  работников,  а  также содействие  в  определении  собственных  целей,  личных  и  профессиональных  потребностей  и мотивов;

–  открытость  дошкольного  образования  и  вовлечение  родителей (законных представителей)  непосредственно  в  образовательную  деятельность,  осуществление  их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного  на  уважение  достоинства  и  личности,  интересы  и  возможности  каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные  особенности  (недопустимость  как  искусственного  ускорения,  так  и искусственного замедления развития детей);

–  создание  равных  условий,  максимально  способствующих  реализации  различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. 

РППС  обладает  свойствами  открытой  системы  и  выполняет  образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не  только развивающей, но и развивающейся. 

   Предметно-пространственная  среда  Организации  должна  обеспечивать  возможность реализации  разных  видов  детской  активности,  в  том  числе  с  учетом  специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной,  познавательно-исследовательской,  двигательной,  конструирования, восприятия  произведений  словесного,  музыкального  и  изобразительного  творчества, продуктивной  деятельности и пр.  в  соответствии  с потребностями  каждого  возрастного  этапа детей,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  возможностями  учета  особенностей  и  коррекции недостатков их развития.

   При  проектировании  пространства  внутренних  помещений  Организации,  прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.

   Развивающая  предметно-пространственная  среда Организации  создается  педагогами  для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.